Для авторизации на текущем портале в Вашем профиле ЕСИА должно быть заполнено поле "Электронная почта"

Республиканские порталы Карта сайта Вход

Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам

О Порядке ведения раздельного учета объемов, доходов и расходов регулируемыми организациями

15 августа 2017
1972
1
Из выступления на Коллегии ГКТ РБ начальника отдела контроля исполнения тарифов Натальи Шафионецкой:

1 Вид деятельности - передача электрической энергии

В соответствии с пунктом 1 статьи 43 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон № 35-ФЗ), субъекты электроэнергетики обязаны вести раздельный учет (в том числе первичный бухгалтерский учет) продукции, доходов и затрат по следующим видам деятельности в сфере электроэнергетики:
производство электрической энергии;
передача электрической энергии (в том числе эксплуатация объектов электросетевого хозяйства);
передача электрической энергии (мощности) по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям;
технологическое присоединение к электрическим сетям;
реализация (сбыт) электрической энергии;
оперативно-диспетчерское управление.
В соответствии с пунктом 5 Основ ценообразования в электроэнергетике, регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии.
В соответствии с пунктом 6 Основ ценообразования, субъекты электроэнергетики предоставляют для целей государственного регулирования цен (тарифов) данные раздельного учета (в том числе - первичного бухгалтерского учета) активов продукции, доходов и расходов, а также при осуществлении вида деятельности в сфере электроэнергетики: передача электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям (в том числе эксплуатация объектов электросетевого хозяйства, с разбивкой по субъектам Российской Федерации, в случае, если организация осуществляет регулируемую деятельность на территории более одного субъекта Российской Федерации).
Понятие «первичный бухгалтерский учет» раскрыто в пункте 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», из которого следует, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
В пункте 12 Приказа Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» также разъясняется, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности предназначены регистры бухгалтерского учета (п. 19 Приказа Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н).
Таким образом, раздельный учет для целей, предусмотренных статьей 43 Закона № 35-ФЗ, осуществляется на основе первичных бухгалтерских документов.
Методические указания по ведению раздельного учета по видам деятельности в сфере электроэнергетики устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 ФЗ № 35).
В постановлении Правительства РФ от 29.09.2008 № 707 указывается, что порядок ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии разрабатывается и утверждается Министерством энергетики РФ по согласованию с Министерством экономического развития РФ, Министерством финансов РФ и Федеральной антимонопольной службой.
Приказом Минэнерго РФ от 13.12.2011 № 585 утвержден Порядок ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике (далее - Порядок).
В соответствии с п. 2 Порядка «Ведение раздельного учета заключается в сборе и обобщении информации о доходах и расходах, а также о показателях, необходимых для осуществления такого учета, раздельно по осуществляемым видам деятельности и субъектам Российской Федерации на основании данных бухгалтерского и статистического учета».
В соответствии с п. 3 Порядка, раздельный учет ведется по видам деятельности субъектов естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.
Пунктом 7 Порядка определены элементы и виды затрат, по которым субъектам естественных монополий необходимо вести раздельный учет расходов, а именно: «Раздельный учет расходов ведется субъектами естественных монополий по следующим элементам и видам затрат, а также иным показателям, необходимым для ведения раздельного учета доходов и расходов».
7.1. основные показатели отчета о прибылях и убытках согласно таблице 1.1 приложения N 1 к настоящему Порядку;
7.2. расходы субъекта естественных монополий по элементам (статьям) затрат;
7.2.1. расходы на приобретение сырья и материалов;
7.2.2. расходы на оплату услуг сторонних организаций (с выделением расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии по единой национальной электрической сети и на оплату услуг других сетевых организаций, расходов на страхование и ремонт основных средств);
7.2.3. расходы на приобретение электрической энергии (с выделением расходов на приобретение электрической энергии в целях компенсации ее технологического расхода (потерь) в электрических сетях с разделением по уровням напряжения электрических сетей, а также коммерческого расхода (потерь);
7.2.4. расходы на оплату труда;
7.2.5. расходы на выплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования;
7.2.6. расходы на амортизацию основных средств;
7.2.7. расходы на амортизацию нематериальных активов;
7.2.9. расходы по арендным и лизинговым платежам;
7.2.10. расходы на уплату налогов;
7.2.11. на выплату процентов по кредитам;
7.2.12. прочие расходы.
Состав расходов, по которым субъектами естественных монополий ведется раздельный учет, в зависимости от сферы деятельности субъектов естественных монополий, определяется согласно таблицам 1.2 - 1.4 приложения 1 к настоящему Порядку».
В соответствии с п. 14 Порядка принципы раздельного учета показателей, применяемые субъектом естественных монополий, детализированный порядок раздельного учета, а также состав прямых и косвенных расходов субъекта естественных монополий, закрепляются в учетной политике (в приложениях к учетной политике) субъекта естественных монополий либо в ином организационно-распорядительном документе.

2 Вид деятельности - теплоснабжение

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – ФЗ № 190), организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, обязаны вести раздельный учет объема производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и сбытом тепловой энергии, теплоносителя.
В соответствии с пунктом 10 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее - Основы ценообразования), регулируемые организации ведут раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением следующих видов деятельности:
а) производство тепловой энергии (мощности) в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более;
б) производство тепловой энергии (мощности) в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии менее 25 МВт;
в) производство тепловой энергии (мощности) не в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии;
г) производство теплоносителя;
д) передача тепловой энергии и теплоносителя;
е) сбыт тепловой энергии и теплоносителя;
ж) подключение к системе теплоснабжения;
з) поддержание резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 12 апреля 2013 г. № 91 утверждена Единая система классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (далее - Единая система классификации и раздельного учета), которая устанавливает единые принципы классификации раздельного учета затрат организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства (передачи) тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и сбытом тепловой энергии, теплоносителя.
Согласно пунктам 2, 3, 4 Единой системы классификации и раздельного учета, раздельный учет осуществляется путем сбора и обобщения информации об объеме производства (передачи) тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения, а также показателей, необходимых для осуществления такого учета, раздельно по осуществляемым регулируемым видам деятельности на основании данных бухгалтерского и статистического учета.
Раздельный учет осуществляется регулируемой организацией с дифференциацией доходов и расходов, объема тепловой энергии, теплоносителя:
- по источникам тепловой энергии,
- системам теплоснабжения,
- субъектам Российской Федерации,
- с учетом дифференциации цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Затраты на содержание, ремонт и эксплуатацию бесхозяйных тепловых сетей учитываются регулируемой организацией отдельно от расходов, связанных с содержанием, ремонтом и эксплуатацией тепловых сетей, которыми регулируемая организация владеет на праве собственности или на ином законном основании.
Раздельный учет объемов производства (передачи) тепловой энергии, теплоносителя ведется по системам теплоснабжения.
Раздельный учет ведется на основе подтвержденной данными
первичного бухгалтерского учета информации о фактических затратах и доходах по регулируемым видам деятельности регулируемой организации.
Ведение раздельного учета осуществляется на счетах и субсчетах Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. № 94н, в соответствии с учетной политикой (приложением к учетной политике) регулируемой организации.
Федеральной службой по тарифам письмом от 14.06.2013 № СЗ-5844/4 «О необходимости реализации положений Приказа ФСТ России от 12.04.2013 № 91», органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов дано поручение в рамках вверенных им полномочий провести мероприятия, направленные на выявление и пресечение фактов отсутствия ведения организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, раздельного бухгалтерского учета доходов и расходов по видам деятельности, а также уделить особое внимание обеспечению контроля приведения теплоснабжающими, теплосетевыми организациями учетных политик и планов счетов бухгалтерского учета в соответствие с действующим законодательством, а также профилактике административных правонарушений и обеспечению достоверности и документального подтверждения расходов, учитываемых при расчете регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Согласно пункту 8 Единой системы классификации и раздельного учета, в случае установления регулируемой организации долгосрочных тарифов, раздельный учет расходов ведется по каждому из регулируемых видов деятельности по следующим элементам и видам затрат:
а) операционные расходы в соответствии с пунктом 58 Основ ценообразования:
расходы на приобретение сырья и материалов;
расходы на ремонт основных средств;
расходы на оплату труда;
расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями;
расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг, услуг по стратегическому управлению организацией и других работ и услуг;
расходы на служебные командировки;
расходы на обучение персонала;
лизинговый платеж, арендную плату с учетом особенностей, предусмотренных Основами ценообразования;
другие расходы, не относящиеся к неподконтрольным расходам, за исключением амортизации основных средств и нематериальных активов и расходов на погашение и обслуживание заемных средств;
б) неподконтрольные расходы в соответствии с пунктом 62 Основ ценообразования:
расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, включая плату за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов, а также расходы на обязательное страхование;
концессионную плату с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 45 Основ ценообразования;
арендную плату с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 45 Основ ценообразования;
расходы по сомнительным долгам, предусмотренные подпунктом "а" пункта 47 Основ ценообразования;
отчисления на социальные нужды;
в) расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя в соответствии с особенностями, предусмотренными пунктами 34 - 38 и 66 Основ ценообразования.
Согласно пункту 13, распределение косвенных расходов по соответствующим регулируемым видам деятельности, источнику тепловой энергии, системе теплоснабжения и (или) субъектам Российской Федерации производится в соответствии с учетной политикой регулируемой организации.
Следует отметить, что в учетной политике для целей бухгалтерского учета организациям необходимо закрепить: 1) план счетов организации с перечислением всех специфических субсчетов, открываемых для целей раздельного учета; 2) методику разнесения показателей по этим субсчетам; 3) методы оценки активов и обязательств по данным раздельного учета, а также другие необходимые решения, обеспечивающие соответствие раздельного учета принципам и правилам ведения бухгалтерского учета и законодательства в регулируемой сфере.

3 Вид деятельности - водоснабжение и водоотведение

Согласно требованиям пункта 12 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – ФЗ-416), а также требованиям пунктов 18, 20 постановления Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы ценообразования), регулируемые организации обязаны вести раздельный учет расходов и доходов, объемов поданной воды (принятых сточных вод) по следующим регулируемым видам деятельности:
а) в сфере холодного водоснабжения:
холодное водоснабжение, в том числе транспортировка холодной воды, включая распределение воды и подвоз воды;
подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения;
б) в сфере горячего водоснабжения:
горячее водоснабжение, в том числе приготовление воды на нужды горячего водоснабжения и транспортировка горячей воды;
подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе горячего водоснабжения;
в) в сфере водоотведения:
водоотведение, в том числе очистка сточных вод и обращение с осадком сточных вод;
прием и транспортировка сточных вод;
подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
Учет расходов и доходов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете и порядком ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, а также единой системой классификации таких затрат.
Основная задача, решаемая в процессе ведения раздельного учета, состоит в накоплении данных из первичных учетных документов и их систематизация в порядке, позволяющем получить сведения, необходимые для расчета определенных показателей: для формирования себестоимости по водоснабжению и водоотведению, показателей для снижения затрат, данных для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности и т.п.
Порядок ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, являющихся регулируемыми, и единой системы классификации таких затрат, утвержденный приказом Минстроя России от 25.01.2014 г. № 22/пр (далее - Порядок), устанавливает правила ведения раздельного учета затрат по видам регулируемой деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и формирует единую систему классификации таких затрат.
Согласно пункту 2 Порядка, ведение раздельного учета заключается в сборе и обобщении информации о затратах организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение на основании данных бухгалтерского и статистического учета раздельно по:
- осуществляемым видам деятельности,
- централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения,
- другим критериям, установленным Порядком.
Раздельный учет осуществляется регулируемыми организациями в отношении фактических объемов затрат регулируемой организации.
Регулируемые организации ведут раздельный учет расходов (затрат) на реализацию инвестиционных программ и расходов на реализацию производственных программ.
Регулируемая организация осуществляет раздельный учет расходов (затрат) на эксплуатацию переданных в установленном порядке регулируемой организации бесхозных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В соответствии с требованием Порядка ведения раздельного учета, данные раздельного учета должны обеспечивать раскрытие информации по следующим статьям в соответствии с Основами ценообразования:
1) производственные расходы;
2) ремонтные расходы, включая расходы на текущий и капитальный ремонт;
3) административные расходы;
4) сбытовые расходы гарантирующих организаций;
5) расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов;
6) расходы на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 44 Основ ценообразования;
7) расходы, связанные с уплатой налогов и сборов;
8) нормативная прибыль.
Состав расходов, входящих в указанные статьи, определяется в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.
При применении долгосрочных тарифов, устанавливаемых на срок не менее 5 лет (при первом применении долгосрочных тарифов - на срок не менее 3 лет), регулируемая организация обязана также осуществлять учет расходов (затрат) по статьям операционных расходов и неподконтрольных расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.